Дифференцированный и индивидуальный подход


Дифференцированный и индивидуальный подход в  обучении младших школьников.



План.

  1. О необходимости индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
  2. Реализация индивидуально-дифференцированного обучения и воспитания в современной образовательной школе.
  3. Приёмы индивидуально-дифференцированного обучения на разных этапах урока (пед. опыт).

 1. Нет, и не может быть двух школьников, обладающих одинаковым на­бором способностей, умений, поведенческих реакций, мышления и т.д.
Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке лишь для определенной части учеников оказывается нормальным, для других он слишком быстрый, для третьих - очень медленный. Одна и та же учебная задача для одних является сложной, для других - легкой. Одни по­нимают учителя сразу, другим надо повторить, а третьим необходимо разъ­яснить. Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не толь­ко от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и спо­собностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе осо­бенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием.

Следовательно, перед каждым учителем постоянно стоит задача соз­давать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе.

Решение этой проблемы ищут давно. Научными исследованиями доказано, что наибольший положительный эффект в учебном процессе оказывает применение дифференцированного подхода, который даёт возможность детям с разными познавательными возможностями почувствовать уверенность в своих силах, позволяет развивать интуицию, воображение, логическое мышление каждого ребёнка и способствует активизации познавательной деятельности.



2. В современной педагогике индивидуально-дифференцированный подход  - один из важнейших принципов обучения и воспитания.

Дифференциация в обучении предполагает разделение учащихся класса  на группы, с учётом  индивидуальных особенностей мыслительной деятельности учеников, их личностных качеств.

Важнейшими условиями реализации индивидуально-дифференцированного  подхода в современной школе являются:

  1. постоянное изучение индивидуальных и типических особенностей учащихся, их познавательных возможностей, влияющих на успешность усвоения учебного материала.
  2. различное построение учителем процесса обучения в выделенных группах.

Учитель, тесно сотрудничая с работниками школьной психологической службы, должен изучить индивидуальные особенности учащихся. А затем ученики группируются по способу усвоения и переработки информации, а также на основании индивидуальных особенностей, способностей, интересов, уровня подготовки и мотивации учебно-познавательной деятельности.

Деление учащихся на  «слабых» и  «сильных» должно быть условным и временным. Любой ученик, достигнув определённых успехов на своём уровне, может переместиться из одной группы в другую. А ученик, который имеет пробелы в знаниях и не справляется с темпом продвижения при изучении программного материала, требует к себе повышенного внимания и других форм работы.



  1. Данные  подходы требуют от учителя и терпения, и выдержки, и огромных физических и психических затрат,  но использовать приёмы дифференцированного обучения на разных этапах урока, на разных предметах  просто необходимо и возможно, причём с использованием новых информационных технологий.
Этап первичного восприятия материала. Осуществляя дифференцированный подход, нужно, во-первых, провести более тщательную подготовку к усвоению нового материала именно с теми детьми, которые в этом нуждаются. Во-вторых, после первичного фронтального объяснения нужно его повторить, и, может быть, не один раз, для отдельных групп учащихся. Например, математика. Тема урока «Прибавление и вычитание числа 4», актуализируем опорные знания – счёт до 20. Ученики распределены по группам: «Белочки», «Котята» и «Лисички».  Эти группы помогают организовать дифференцированную работу. Учитель заранее определяет объём работы для слабых, средних, сильных учащихся, причём, дети этого сами не чувствуют.
- «Котята» считают от 1 до 20 через 1, «Белочки» - через 2, «Лисички» - через 3. А кто сможет назвать числа, пропуская 4 числа?
Через время название групп между собой могут поменяться.
Можно использовать такой приём: материал урока объясняется кратко на высоком уровне сложности в расчёте на группу «сильных» учащихся. Затем учитель повторно проводит объяснение более развёрнуто и доступно для остальных, а «сильные» ученики  в это время уже могут выполнять задание, работая на компьютере. Даже единственный компьютер в классе может использоваться учителем для организации групповой деятельности школьников, в процессе которой 2-4 человека работают сообща. Причём, в такой ситуации важен и результат работы, и взаимодействие детей при выполнении задания.
Во время объяснения нового материала важно учитывать психофизиологические особенности учеников. Невнимательным, рассеянным ученикам, со слабой слуховой памятью необходимы дополнительные вопросы, фразы; учащимся с хорошей зрительной памятью поможет наглядность; с моторной – практическая работа на доске или на компьютере.
Чтение. Изучение нового произведения. «Лисички» и «Белочки»  получают задание прочитать текст самостоятельно, а затем точно подобрать к иллюстрации отрывок из произведения.  «Котята» отвечают на вопросы учителя по иллюстрации к произведению, а затем читают его. После чтения, определяют, к этому ли произведению иллюстрация.
Учитывая условную принадлежность учащихся к разным группам, учитель  должен составить  разноуровневые задания на этапе закрепления полученных знаний. Задания предлагаются разной трудности и характера.
Слабым учащимся можно предложить для самостоятельной работы задания в виде алгоритма, сильным – задания на перенос знаний и умений в новую ситуацию.
Если в классе имеется хотя бы один компьютер, можно предложить индивидуальную серию заданий для конкретного ученика, нацеленную на коррекцию его типичных ошибок.
Домашние задания должны также учитывать уровень сформированных знаний и умений учащегося. «Белочки», «Лисички» и «Котята» выполнят с удовольствием свои задания по разным предметам, используя дома учебные пособия.
Чтение. Дом. задание: создать диафильм к сюжетному произведению. «Белочки» и «Котята» рисуют рисунки, а «Лисички» - пересказывают его. На уроке группа ребят последовательно располагает эти рисунки, а затем, несколько сильных учеников рассказывают по рисункам или без них  произведение.
На этапе проверки и оценки знаний и умений  важно выяснить насколько усвоил ученик знания. Содержание контрольных работ должно предоставлять учащимся возможность показать то, что они знают, а не то, чего они не знают. Дифференцированный подход в данном случае является средством поддержания у ребёнка веры в свои возможности, а оценка должна отражать истинный уровень знаний учащихся. Сегодня ведутся споры, как правильнее оценивать учеников  разных групп. Тестовые разноуровневые работы, мне кажется, будут отражать объективно достигнутый уровень успеваемости. Причём, ребёнок может сам выбрать тест по характеру трудности, а кому-то  в выборе должен помочь учитель. Лучшим вариантом проверки знаний ученика  будет индивидуальная  тестовая работа на компьютере. В виде игры знания не только проверяются, но и  объективно тактично оцениваются электронной машиной.
Таким образом, анализируя свой опыт, а также опыт педагогов можно сделать вывод о том, что при дифференцированном подходе значительно повышается уровень усвоения знаний, успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика с учётом его возможностей и способностей. Но успех обучения возможен тогда, когда изучены потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные возможности ученика и созданы оптимальные условия для этого, когда учитель не забывает о новых информационных технологиях. Ведь даже один компьютер в классе и систематическое его использование в процессе изучения любого предмета может повысить качество  дифференцированного обучения.



Завозникова О. В.









Комментариев нет:

Отправить комментарий