Реализация новых образовательных стандартов


«РЕАЛИЗАЦИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ
УМК «ПЕРСПЕКТИВА»»

   Учебно-методический комплекс (далее УМК) «Перспектива»  выпускается в издательстве «Просвещение» с 2006 г., ежегодно пополняясь новыми учебниками.  В УМК «Перспектива» входят линии учебников по следующим предметам: «Обучение грамоте», «Русский язык»,  «Литературное чтение»,  «Математика», «Окружающий мир»,  «Технология».
  Комплекс создавался параллельно с разработкой ФГОС начального общего образования, требования которого нашли свое теоретическое и  практическое воплощение в учебниках УМК «Перспектива».   Научным руководителем системы учебников «Перспектива» c 2010 года стала доктор педагогических наук, лауреат Премии Президента РФ в области образования Л.Г. Петерсон.
Предметные линии УМК Перспектива
«Русский язык»
Авторы:
«Азбука АБВГДейка» Л.Ф.Климанова, С.Г. Макеева
«Русский язык» 1 класс Л.Ф.Климанова, С.Г. Макеева
«Русский язык» 2-4 класс Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина

«Литературное чтение»
Авторы: Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, М.В.Бойкина

«Математика»
 Авторы:
                                                                   Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова;

«Окружающий мир»
Авторы:
 А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая

«Технология»
Авторы:
авторы: Н.И. Роговцева, Н.В.Богданова,  Н.В. Добромыслова

Большое внимание в системе «Перспектива» уделяется художественному оформлению учебников и учебных пособий, что дополняет их обучающую и развивающую функции. Кроме того, во всех изданиях использована навигационная система, которая помогает ребенку ориентироваться в учебном материале, и создает условия для включения родителей в процесс обучения.
Методологической основой нового комплекса является системно-деятельностный подход. В этой связи в учебниках УМК «Перспектива» задания, направленные на включение детей в деятельность, выстроены в систему, позволяющую строить процесс обучения как двусторонний:
- обучение как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств младших школьников
- обучение как цель — получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС.
УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Особое место в УМК «Перспектива» уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих нашу родину. В учебники включены задания для самостоятельной, парной и групповой работы, проектной деятельности, а также материалы, которые можно использовать во внеклассной и внешкольной работе.
Тематическое единство всех предметных линий системы выражено в следующих тезисах:
«Я в мире и мир во мне»: важно, чтобы обучение способствовало построению образа «Я», которое включает в себя самопознание, саморазвитие и самооценку, формирование гражданской идентичности личности, принятие и осмысление нравственных и культурных ценностей, правил взаимодействия с окружающим миром.
«Хочу учиться!»: ребенок часто задает вопрос «почему?», ему интересно знать все и обо всем. Наша задача сохранить этот интерес и при этом научить ребенка самостоятельно находить ответы, планировать свою деятельность и доводить ее до конца, оценивать результат, исправлять ошибки и ставить новые цели.
«Я общаюсь, значит, я учусь»: процесс обучения невозможен без общения. Нам кажется чрезвычайно важным строить процесс обучения как совершенствование субъект-субъектного и субъект-объектного общения, то есть, во-первых, учить ребенка свободно вести конструктивный диалог, слушать и слышать собеседника, а во-вторых, формировать информационную культуру – находить необходимые источники знаний, учить получать информацию из различных источников, анализировать ее, и, конечно, работать с книгой.
«В здоровом теле здоровый дух!»: здесь важно и сохранить здоровье учеников в процессе обучения, и научить детей самим заботиться о здоровье, понимая, что здоровье – это не только физическая, но и духовная ценность. В этой связи, в понятие здоровье включены не только правила гигиены и правила безопасного поведения, но и определенные ценностные установки: умение сопереживать, сочувствовать, заботиться о себе, о природе, об окружающих людях, беречь и чтить то, что ими создано.
Заявленные тезисы авторы система «Перспектива» раскрывают через тематические направления: «Моя семья – мой мир», «Моя страна – мое Отечество», «Природа и культура – среда нашей жизни», «Моя планета – Земля», которые интегрируют учебный материал разных предметов и позволяют эффективнее формировать у ребенка целостную картину мира. Еще одно преимущество обучения по системе учебников для начальной школы «Перспектива» в том, что, характер построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. В учебниках задания предлагаются в такой форме, чтобы познавательная активность, познавательный интерес и любознательность ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться. Ученик на каждом уроке, как бы, приоткрывает для себя содержание будущих тем.
Идеологической основой системы учебников «Перспектива» является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
Методической основой «Перспектива» является методический инструментарий завершенных предметных линий учебников по всем предметным областям учебного плана ФГОС и специально разработанная информационно-образовательная среда, создающая условия для эффективного достижения целей и задач современного образования.
Для системы учебников «Перспектива» разработано новое методическое сопровождение – «Технологические карты», помогающие учителю реализовывать требования ФГОС в образовательном процессе. «Технологические карты» – это методический инструментарий, обеспечивающий учителю качественное преподавание нового учебного курса путем перехода от планирования урока к проектированию изучения темы. В «Технологических картах» определены задачи, планируемые результаты (личностные и метапредметные), указаны возможные межпредметные связи, предложен алгоритм прохождения темы и диагностические работы (промежуточные и итоговые) для определения уровня освоения темы учащимися. Карты размещены на сайте издательства «Просвещение» www.prosv.ru/umk/perspektiva в разделе «Перспектива» учителям». Кроме того, для учителей и родителей разработаны дополнительные интернет-ресурсы, включающие разработки уроков, статьи и комментарии, консультативную поддержку учителей и родителей (на вопросы родителей и учителей отвечают психологи, учителя, авторы).
Система учебников «Перспектива» успешно прошла федеральную экспертизу на соотвествие ФГОС НОО, получила положительные отзывы РАН, РАО и вошла в федеральный перечень учебников на 2012/2013 учебный год.

Оценка достижений планируемых (предметных и метапредметных) результатов осуществляется образовательным учреждением.
В помощь учителю в издательстве «Просвещение» серия «Стандарты второго поколения» выпущены книги:
1       «Планируемые результаты начального общего образования»  Под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой
2       «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» Система заданий: в 2 ч. Под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой
3       «Мои достижения. Итоговые комплексные работы»

Позиционирование учителя, реализующего новые образовательные стандарты.
Учителю, работающему по УМК «Перспектива» издательство «Просвещение» предоставляет ряд возможностей для пополнения собственного портфолио. Рекомендуют чаще обращаться к сайту издательства:
·        статьи, методические разработки уроков и внеурочных дел, а также работы учеников  могут быть опубликованы на страницах сайта издательства. Вы непременно получите в свое портфолио письмо, подтверждающее факт вашей публикации.
·        I. Творческий фотоконкурс «Вместе с «Перспективой»». 
        II. Творческий конкурс «Мой новый урок».
Психолого-педагогическое сопровождение учителя, работающего по УМК «Перспектива» осуществляется несколькими способами:
·        Через сайт Издательства «Просвещение»,  
·        Через систему повышения квалификации:  дистанционные курсы «Педагогическая деятельность учителя в условиях введения ФГОСМ (на примере УМК для начальной школы «Перспектива»)», объем программы – 72 часа.
·        Через систему индивидуальных консультаций. На сайте УМК «Перспектива» на ваши вопросы ответят авторы УМК «Перспектива», методисты, психологи и учителя, работающие по УМК «Перспектива». 
Программы отдельных учебных предметов, курсов, которые создаёт учитель, должны содержать:
пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
¾  общую характеристику учебного предмета, курса;
¾  описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
¾  описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
¾  личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
¾  содержание учебного предмета, курса;
¾  тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
¾  описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
   Рабочая программа учителя должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Рабочая программа учителя разрабатывается на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий того образовательного учреждения, в котором работает учитель.   
Система учебников «Перспектива» успешно прошла федеральную экспертизу на соотвествие ФГОС НОО, получила положительные отзывы РАН, РАО и вошла в федеральный перечень учебников на 2012/2013 учебный год.




Комментариев нет:

Отправить комментарий