«РЕАЛИЗАЦИЯ
НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В
НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ
УМК
«ПЕРСПЕКТИВА»»
Учебно-методический комплекс (далее УМК)
«Перспектива» выпускается в издательстве «Просвещение»
с 2006 г .,
ежегодно пополняясь новыми учебниками. В
УМК «Перспектива» входят линии учебников по следующим предметам: «Обучение
грамоте», «Русский язык», «Литературное
чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология».
Комплекс создавался параллельно с разработкой
ФГОС начального общего образования, требования которого нашли свое
теоретическое и практическое воплощение
в учебниках УМК «Перспектива». Научным
руководителем системы учебников «Перспектива» c 2010 года стала доктор
педагогических наук, лауреат Премии Президента РФ в области образования Л.Г. Петерсон.
Предметные
линии УМК Перспектива
«Русский язык»
Авторы:
«Азбука
АБВГДейка» Л.Ф.Климанова, С.Г. Макеева
«Русский язык» 1
класс Л.Ф.Климанова, С.Г. Макеева
«Русский язык»
2-4 класс Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина
«Литературное чтение»
Авторы: Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, М.В.Бойкина
«Математика»
Авторы:
Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова;
«Окружающий мир»
Авторы:
А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая
«Технология»
Авторы:
авторы: Н.И. Роговцева, Н.В.Богданова, Н.В. Добромыслова
Большое
внимание в системе «Перспектива» уделяется художественному оформлению учебников
и учебных пособий, что дополняет их обучающую и развивающую функции. Кроме
того, во всех изданиях использована навигационная система, которая помогает
ребенку ориентироваться в учебном материале, и создает условия для включения
родителей в процесс обучения.
Методологической основой нового
комплекса является системно-деятельностный подход. В этой связи в учебниках УМК «Перспектива» задания,
направленные на включение детей в деятельность, выстроены в систему, позволяющую
строить процесс обучения как двусторонний:
-
обучение как средство
формирования универсальных учебных действий и личностных качеств младших школьников
-
обучение как цель
— получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения
основной образовательной программы ФГОС.
УМК
обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала,
всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных
особенностей, интересов и потребностей. Особое место в УМК «Перспектива»
уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с
культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями
народов, населяющих нашу родину. В учебники включены задания для
самостоятельной, парной и групповой работы, проектной деятельности, а также
материалы, которые можно использовать во внеклассной и внешкольной работе.
Тематическое
единство всех предметных линий системы выражено в следующих тезисах:
«Я в мире и мир во
мне»: важно,
чтобы обучение способствовало построению образа «Я», которое включает в себя
самопознание, саморазвитие и самооценку, формирование гражданской идентичности
личности, принятие и осмысление нравственных и культурных ценностей, правил
взаимодействия с окружающим миром.
«Хочу учиться!»: ребенок часто задает вопрос
«почему?», ему интересно знать все и обо всем. Наша задача сохранить этот
интерес и при этом научить ребенка самостоятельно находить ответы, планировать
свою деятельность и доводить ее до конца, оценивать результат, исправлять
ошибки и ставить новые цели.
«Я общаюсь, значит,
я учусь»:
процесс обучения невозможен без общения. Нам кажется чрезвычайно важным строить
процесс обучения как совершенствование субъект-субъектного и субъект-объектного
общения, то есть, во-первых, учить ребенка свободно вести конструктивный
диалог, слушать и слышать собеседника, а во-вторых, формировать информационную
культуру – находить необходимые источники знаний, учить получать информацию из
различных источников, анализировать ее, и, конечно, работать с книгой.
«В здоровом теле
здоровый дух!»:
здесь важно и сохранить здоровье учеников в процессе обучения, и научить детей
самим заботиться о здоровье, понимая, что здоровье – это не только физическая,
но и духовная ценность. В этой связи, в понятие здоровье включены не только
правила гигиены и правила безопасного поведения, но и определенные ценностные
установки: умение сопереживать, сочувствовать, заботиться о себе, о природе, об
окружающих людях, беречь и чтить то, что ими создано.
Заявленные тезисы
авторы система «Перспектива» раскрывают через тематические направления: «Моя семья – мой мир», «Моя страна – мое Отечество», «Природа и
культура – среда нашей жизни», «Моя планета – Земля», которые интегрируют
учебный материал разных предметов и позволяют эффективнее формировать у ребенка
целостную картину мира. Еще одно преимущество обучения по системе учебников для
начальной школы «Перспектива» в том, что, характер построения учебного
материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию
и изучению нового. В учебниках задания предлагаются в такой форме, чтобы
познавательная активность, познавательный интерес и любознательность ребенка
переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться. Ученик на каждом
уроке, как бы, приоткрывает для себя содержание будущих тем.
Идеологической
основой системы
учебников «Перспектива» является «Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России»
Методической
основой «Перспектива»
является методический инструментарий завершенных предметных линий учебников по
всем предметным областям учебного плана ФГОС и специально разработанная
информационно-образовательная среда, создающая условия для эффективного
достижения целей и задач современного образования.
Для
системы учебников «Перспектива» разработано новое методическое сопровождение – «Технологические карты», помогающие
учителю реализовывать требования ФГОС в образовательном процессе.
«Технологические карты» – это методический инструментарий, обеспечивающий
учителю качественное преподавание нового учебного курса путем перехода от
планирования урока к проектированию изучения темы. В «Технологических картах»
определены задачи, планируемые результаты (личностные и метапредметные),
указаны возможные межпредметные связи, предложен алгоритм прохождения темы и
диагностические работы (промежуточные и итоговые) для определения уровня
освоения темы учащимися. Карты размещены на сайте издательства «Просвещение»
www.prosv.ru/umk/perspektiva в разделе «Перспектива» учителям». Кроме того, для
учителей и родителей разработаны дополнительные интернет-ресурсы, включающие
разработки уроков, статьи и комментарии, консультативную поддержку учителей и
родителей (на вопросы родителей и учителей отвечают психологи, учителя,
авторы).
Система
учебников «Перспектива» успешно прошла федеральную экспертизу на соотвествие ФГОС НОО,
получила положительные отзывы РАН, РАО и вошла в федеральный перечень учебников
на 2012/2013 учебный год.
Оценка
достижений планируемых (предметных и метапредметных) результатов
осуществляется образовательным учреждением.
В помощь учителю в издательстве «Просвещение» серия
«Стандарты второго поколения» выпущены книги:
1
«Планируемые
результаты начального общего образования»
Под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой
2
«Оценка
достижения планируемых результатов в начальной школе» Система
заданий: в 2 ч. Под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой
3
«Мои
достижения. Итоговые комплексные работы»
Позиционирование учителя, реализующего новые
образовательные стандарты.
Учителю, работающему по УМК
«Перспектива» издательство «Просвещение» предоставляет ряд возможностей для
пополнения собственного портфолио. Рекомендуют чаще обращаться к сайту
издательства:
·
статьи,
методические разработки уроков и внеурочных дел, а также работы учеников могут быть опубликованы на страницах сайта
издательства. Вы непременно получите в свое портфолио письмо, подтверждающее
факт вашей публикации.
·
I. Творческий фотоконкурс «Вместе с
«Перспективой»».
II. Творческий конкурс «Мой новый урок».
Психолого-педагогическое
сопровождение учителя, работающего по УМК «Перспектива» осуществляется
несколькими способами:
·
Через сайт Издательства
«Просвещение»,
·
Через систему повышения квалификации: дистанционные курсы «Педагогическая деятельность учителя в условиях введения ФГОСМ (на
примере УМК для начальной школы «Перспектива»)», объем программы – 72
часа.
·
Через систему индивидуальных консультаций. На сайте
УМК «Перспектива» на ваши вопросы ответят авторы УМК «Перспектива», методисты,
психологи и учителя, работающие по УМК «Перспектива».
Программы отдельных
учебных предметов, курсов, которые создаёт учитель, должны содержать:
пояснительную записку, в которой
конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного
предмета, курса;
¾ общую характеристику учебного
предмета, курса;
¾ описание места учебного предмета,
курса в учебном плане;
¾ описание ценностных ориентиров
содержания учебного предмета;
¾ личностные, метапредметные и
предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
¾ содержание учебного предмета,
курса;
¾ тематическое планирование с
определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
¾ описание материально-технического
обеспечения образовательного процесса.
Рабочая программа учителя должна
обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования. Рабочая программа учителя разрабатывается
на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования и программы формирования универсальных учебных
действий того образовательного учреждения, в котором работает учитель.
Система
учебников «Перспектива» успешно прошла федеральную экспертизу на соотвествие ФГОС НОО,
получила положительные отзывы РАН, РАО и вошла в федеральный перечень учебников
на 2012/2013 учебный год.
Комментариев нет:
Отправить комментарий