Технологии личностно ориентированного образования


Технологии личностно ориентированного образования в начальной школе

            В 2001 году Министерством образования РФ объявлен эксперимент по обновлению структуры и содержания общего образования, рассчитанный на многие годы. Основополагающими идеями инновационного содержания образования являются развивающее и личностно ориентированное обучение. К сожалению, современный учитель не всегда готов реализовать принципы личностно ориентированного обучения, принцип обучения деятельности, формировать целостную картину мира у своих учеников в силу недостаточной информированности о новых технологиях, предлагаемых сегодня.
В наше время учитель получил возможность выбирать наиболее приемлемую для него и его учеников технологию обучения. Я остановлюсь на некоторых из них.
Обучение в начальной школе на современном этапе немыслимо без использования новых информационных технологий. Для многих учителей начальных классов очевидно, что средства ИКТ (в том числе и ЦОР) – это надёжный помощник и эффективное средство преподавания различных предметов и проведения внеклассной деятельности.
 Информационные технологии позволяют:
управлять учебной деятельностью младших школьников адекватно интеллектуальному уровню конкретного учащегося, уровню его знаний, умений, навыков, особенностям его мотивации с учётом реализуемых методов и используемых средств обучения;
создавать условия для  осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности младших школьников, формировать навыки самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;
объективно диагностировать и оценивать интеллектуальные возможности  учащихся, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию по предмету, соизмерять результаты усвоения материала в соответствии с требованиями госуд. образовательного стандарта.
Игровой метод моделирования деятельностной среды, активное участие в которой принимает сам ученик, используя понятные и доступные для него средства управления, позволяет эффективно решать поставленные задачи и реализует на практике дидактические требования доступности компьютерного обучения в зависимости от индивидуальных возможностей и коррекционно-образовательных потребностей детей.
            В настоящее время проблема здоровьесберегающих технологий в начальных классах – одна из самых насущных. Как научить детей беречь своё здоровье? Причём, под здоровьем понимают «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».   Как показывает практика, большие возможности в формировании установки на здоровый образ жизни имеют интегрированные уроки по предметам и окружающего мира, а  также применение по необходимости  коррекционно- развивающей технологии обучения в классах.
            Одной  из новых пед. технологий, в которой ученик должен учиться сам, а учитель лишь осуществлять управление его учебной деятельностью, является модульное обучение. Оно объединило в себе то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Дифференциация, оптимизация, проблемность обучения - всё это объединено в основах модульного обучения.
Сущность модульного обучения состоит в том, что учащиеся с большей или меньшей степенью самостоятельности (в зависимости от уровня развития детей) могут работать с предложенной  им индивидуальной программой, содержащей целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.
Конечно, полностью использовать модульную технологию в начальных классах нельзя, так как младшие школьники ещё не владеют приёмами самообучения, у них не сформированы навыки самоконтроля, учащиеся не умеют работать с книгой самостоятельно на высоком уровне. Но адаптировать данную технологию можно к этому возрасту. В результате такой деятельности по технологии модульного обучения у учеников сформируются умения:
работать в паре, группе, самостоятельно по заданному алгоритму;
оценивать и анализировать  свою деятельность, владеть навыками контроля, взаимоконтроля, а самое главное – формируются навыки учебного, делового общения.
Умение слушать и слышать, не быть равнодушным в получении знаний – вот то важное, что необходимо при соблюдении преемственности в обучении при переходе  из младшего звена в среднее.
Сегодня широко используется и метод проектов в начальной школе. Он подразумевает самостоятельную деятельность учащихся по решению той или иной проблемы с использованием разнообразных средств интеграции знаний и умений из различных областей. Результаты выполненных проектов непосредственно связаны с реальной жизнью учащихся и потому являются для них не только посильными, но и личностно значимыми. Примерами готового проекта могут служить поставленный спектакль, исследование на заданную тему, поделка, действующая модель и другое.
Выполняя проект, ребёнок обучается самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, у него развивается способность прогнозировать результаты, возможные последствия разных вариантов решения, формируются умения устанавливать причинно- следственные связи. Подбор тем проектов с учётом личной заинтересованности и возрастных особенностей детей помогает запрограммировать для учащихся ситуацию успеха при выполнении проекта, а значит, создать условия для их оптимистического отношения к обучению и образования в целом.
Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:
выбор темы и цели проекта;
выдвижение первоначальных идей и выбор лучшей идеи;
планирование деятельности, непосредственная реализация проекта;
презентация проекта;
оценка проекта и своей деятельности в нём (самооценка)
Участие в проектной деятельности предполагает  наличие у школьников определённого набора качеств таких, как самостоятельность, инициативность, креативность, способность к целеполаганию.
Метод проектов помогает детям овладеть следующими качествами и умениями:
исследовательскими: выбирать лучшее решение;
социального взаимодействия: сотрудничать, оказывать и принимать помощь;
оценочными: оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других;
информационными: сам-но осуществлять поиск нужной информации;
презентационными: выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности;
рефлексивными: адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
менеджерскими: проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы, принимать решение, распределять обязанности.
Ещё одна технология личностно ориентированного обучения – технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ) (в научной литературе эту технологию называют «живой родник мышления и творчества»).
 Цель технологии УДЕ: создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширение кругозора. В основу УДЕ положен принцип: обучать ускоренно и формировать глубокие и прочные знания, умения и навыки, необходимо рассматривать целостные группы взаимосвязанных понятий.
Принципы УДЕ в обучении математике реализуются в ходе:
совместного и одновременного изучения взаимосвязанных понятий и действий;
широкого использования метода обратной задачи;
применения деформированных и неопределённых выражений;
укрупнения исходного упражнения посредством самостоятельного составления учеником новых заданий;
использование заданий по обращению суждений, упражнений на перемежающееся противопоставление.
Применение технологии УДЕ позволяет значительно усилить развивающую функцию обучения, повысить интеллектуальный уровень учащихся, активную умственную деятельность, обеспечить становление творческого мышления учащихся.
            На современном этапе пед. практики образование в начальной школе должно реализовываться через проблемно-поисковую, деятельностно-развивающую технологию обучения, которая формирует широкий спектр личностных качеств ребёнка. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных сил и творческого потенциала учащихся. Дидактические принципы Л.В.Занкова, теория учебной деятельности В.В.Давыдова учитывают индивидуальные и психологические особенности учеников младшего школьного возраста, ориентированы на каждого ученика. Главный принцип данного обучения – « не рядом и не под, а вместе» («позиция на равных»). Учебный процесс строится таким образом, чтобы обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания, развитие его индивидуальности. Учитель создаёт максимально благоприятные условия для развития способностей каждого ученика. Формирование знаний, умений и навыков становится не целью, а средством полноценного развития личности. Личностная позиция учителя исходит из интересов ребёнка, перспектив его дальнейшего развития. Учитель смотрит на ученика как на полноценного и равноправного партнёра в условиях сотрудничества, принимая и понимая точку зрения ребёнка, не игнорируя его чувства и эмоции. Данному подходу присуще «выращивание» знаний на основе поиска, творчества, общего продвижения в развитии.
            В современных условиях личностно-ориентированный подход должен быть основой любого обучения. Когда дети чувствуют себя увереннее, достойнее, свободнее, раскованнее, переживают радость собственных достижений в учебной деятельности, интерес их самих к процессу обучения возрастает.  Им становится интересно учится, им хочется открывать для себя новое, а значит, и результаты обучения будут выше.

Завозникова О.В.

Комментариев нет:

Отправить комментарий