Программа воспитательной деятельности «СемьЯ»

Программа воспитательной деятельности  «СемьЯ» 2а класса

  1. Пояснительная записка
«От творческой личности к творческому коллективу»
Одной из важнейших проблем образования является воспитание подрастающего поколения, формирование гражданина своего Отечества.
Важнейший период становления личности будущего гражданина приходится на его школьные годы, поэтому исключительную роль в формировании подрастающего человека играет школьный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности. В школьном коллективе с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности его членов, обеспечивается всесторонне развитие личности, надлежащая подготовка учащихся к труду, к активному участию в общественной жизни, к защите Родины.
Система образования Российской Федерации позволяет решить проблему воспитания подрастающего поколения. В частности, это закон Российской Федерации «Об образовании», Президентская программа «Новая школа».
Актуальность
Как же сделать процесс воспитания увлекательным, эффективным и творческим в классе? Как же воспитать достойного гражданина своего Отечества, своего края?
Каждый учитель ищет свои ответы на эти вопросы. Волнуют они и меня оттого, что проблемные моменты моего классного коллектива заключаются, на мой взгляд, в недостаточной активности и инициативности самих учащихся, в слабых навыках организаторской деятельности. Я считаю, что эту проблему возможно решить через углубление программно-целевого подхода к деятельности классного коллектива, и органов ученического самоуправления как части образовательно-воспитательного процесса.  Работая над этой программой, я училась быть в постоянном творческом поиске эффективных средств воспитания в конкретных условиях с конкретными учениками данного класса.
Характеристика  2а класса
Коллектив 2а класса был создан в  сентябре 2011 года. В классе  было 11 мальчиков и 17 девочек. Из их 12 человек ходили в «Школу будущего первоклассника». Все дети 2003 года рождения, кроме Неверовой Эвелины (26.12.2003). Большинство детей пришли из д/садиков №375, №347.
Дети весёлые, активные, любознательные. Есть и стеснительные, застенчивые ребята: Строчилина Виталина, Васильева Даша. Дети подружились между собой. На перемене общаются друг с другом, играют и мальчики, и девочки вместе. Учащиеся начали объединяться в небольшие  группы по интересам. Очень активно ведут себя на перемене следующие учащиеся: Яковлев. Ваня, Казанцев Саша, Ерёменко Максим, Елфимов Женя, Климов Влад. Может  реагировать импульсивно и даже агрессивно по отношению к другим  Климов Влад.
На уроках обычно активно работают Чухарева Лера, Родионова Катя, Мичко Арина, Неверова Эвелина, Третьяков Серёжа. Умеют делать самостоятельные выводы, анализируют, обобщают Родионова Катя, Ивлева Алёна, Мичко Арина, Мезинов Гера. Замедленный темп мыслительной деятельности наблюдаю у Климова Влада, Бичинова Артёма, Гудошникова Кирилла. Некоторые учащиеся особенно выделяются среди других учеников умением нестандартно мыслить, проявлять фантазию, выполняют творческие задания на высоком уровне. Это Мичко Арина, Новикова София.
В целом, дети учатся слушать и слышать учителя, вести себя дисциплинированно на уроке. С удовольствием, в случае необходимости, помогают друг другу, проявляют чуткость, заботу, внимание. К учителям и другим взрослым проявляют уважение, внимание.
 Во второй   класс  перешли  все  28  учащихся.
 Учебный  год  начали  29 учеников (11 мальчиков и 18 девочек). Старичкову Диме  ПМПК порекомендовала  учиться  в ЦППРК  МОУ № 16. Пришли в  наш класс из других школ 2 детей: Чернаухова Настя и Одуэ Слава.  В течение 1 четверти выбыл Гудошников Кирилл, так как его семья сменила место жительства.   Таким  образом,  в данном   коллективе   учится 28 человек.
Дети  дружат,  охотно  помогают  друг  другу  в  учебной  и  игровой  деятельности.  После  школы  ребята  поддерживают  эти  добрые  отношения  с  одноклассниками.  Играя и общаясь, чаще девочки объединяются с девочками, а мальчики с мальчиками.
На  уроках  не все дети  активны,  любознательны. Некоторые ребята (Ивлева А., Родионова К., Новикова С. И др.)    проявляют  устойчивый  интерес  к  любой  учебной  деятельности.  Дети  учатся   навыкам  самостоятельной  работы,  работают  в  парах  и  в  группах.  
  Не  снижается  познавательная  активность  класса  и  во  внеурочной  деятельности.  Дети  посещают  по  два  кружка,  а  некоторые  и  более.  Большинство  активно  участвуют  в  художественной  самодеятельности  и  занятиях  спортом,  добровольно  принимают  участие  в  трудовых  делах.
 Все  дети  дружны,  не  наблюдается яркого  проявления  какой-либо  нетерпимости,  неприязни,  агрессии по отношению друг к другу.  Но случаются в классе и ссоры, и драки, особенно между мальчиками.
   Обязанности  дежурных  по  классу  дети  исполняют  добровольно    согласия  родителей)  и  добросовестно.
Учащиеся  класса  принимают    участие  во  всех  школьных  мероприятиях,  делах,  акциях, но неактивно. В  классе  нет  детей,    пропускающих  учебные  занятия, без причины.
МБОУ №68 находится вблизи многих   учреждений дополнительного образования, которые помогут реализовать поставленные задачи программы. Это и детский юношеский центр Ленинского района, и клуб «Орбита», и  ДК «Станкомаш»… Посещая индивидуально и всем  классным коллективом различные детские объединения данных образовательных учреждений, учащиеся смогут организовать свою урочную и внеурочную деятельность по разным направлениям: художественно-эстетическому, физкультурно-спортивному, научно-техническому, туристско-краеведческому, эколого-биологическому, научно-познавательному, военно-патриотическому, культурологическому.
Цель программы:
Создание максимально благоприятных условий для развития творческого сплочённого  детского коллектива, как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ученика через раскрытие и развитие личностных и творческих сил.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Организация эмоционально-насыщенной деятельности, адекватной возрастным особенностям школьника, носящей творческий характер и социальную направленность, с использованием эффективных средств воспитания в конкретных условиях с конкретными учениками.
2. Организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения.
3. Развитие активности и инициативности, организаторских навыков самих учащихся по формированию ученического самоуправления в детском коллективе.
4 Формирование целостного восприятия родителями общественной деятельности детей (стереотип нужности, необходимости).
Срок реализации программы «СемьЯ» 1-4 года. Она  ориентирована на становление классного коллектива, раскрытие способностей и склонностей каждого ребенка,  на вовлечение родителей в процесс образования коллектива и определения перспектив его развития, на успешную адаптацию детей в школе. В основу программы положен проблемно-тематический принцип:  от самопознания и самовоспитания личности школьника к воспитанию межличностной и социальной толерантности.
            Система мероприятий включает различные формы работы с детьми: часы общения, игровые тренинги, праздники, игры, КТД, конкурсы, викторины, беседы, психологические игры, упражнения, тестирования, экскурсии,  проектную и исследовательскую деятельность и др. Все мероприятия решают задачи воспитания и развития школьников. Воспитательная система опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, коллективную, досуговую.
            Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются: индивидуальность, общительность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, сплочение коллектива.

Основные направления реализации программы

    • Нравственно-эстетическое  воспитание « Один за всех и все за одного»
    • Гражданско-патриотическое «Я и мое Отечество»
    • Здоровье и безопасность «Здоровячок»
    • Культурно - досуговое  «Дело мастера боится!»
    • Учебно-познавательное – «Знание – сила»
    • Работа с родителями и общественностью «В дружбе взрослых и детей - сила школы и семей»
  1. Содержание программы
Направления программы
Содержание
Формы работы
Методы работы

Нравственно-эстетическое  воспитание

Воспитание у учащихся уважительного отношения к себе и к другим людям.  Воспитание интереса ученика к самому себе, развитие таких качеств, как самопризнание себя как личности,
управление самим собой, уважение чужого мнения, любознательность и вовлеченность в деятельность.       Воспитание волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.

        просмотр фильмов
         Беседы
         Экскурсии
        Лекции
  • классный час
  • викторины
  • праздники
  • конкурсы рисунков
  • фотовыставки
  • конкурсы для всей семьи
  • КВН
  • театрализованное представление
  • семейные викторины
Развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям;
сотрудничество со школьным психологом;
сотрудничество с учителями предметниками;
консультации соц. педагога

Гражданско-патриотическое

Формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного  осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
  • беседа
  • классный час
  • викторины
  • праздники
  • конкурсы стихов, сочинений
  • фотовыставки
  • конкурсы  рисунков
  • экскурсии
  • спортивные праздники
  • исследовательская деятельность

Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.
сотрудничество с инспектором по ДН;
сотрудничество с инспектором ГИБДД;
сотрудничество с сотрудником ПС;
сотрудничество со школьным музеем
Здоровье и безопасность «Здоровячок»

Защита, сохранение и укрепление физического и психического здоровья ученика.
Изучение отношения родителей учащихся к данной проблеме в школе и дома.
Изучение спортивных интересов учащихся, потребностей в занятиях физкультурой и спортом.
Содержательная сторона спортивных мероприятий и праздников.
Контроль результативности занятий физкультурой и спортом.
Демонстрация достижений учащихся занятиями физкультурой и спортом.
Поощрение родителей учащихся, поддерживающих деятельность школы в данном направлении.
«Здоровье в наших руках» - в столовую всем класс

  • беседа
  • классный час
  • викторины
  • фотовыставки
  • конкурсы  рисунков
  • экскурсии
  • спортивные праздники
  • конкурсы для всей семьи
  • КВН
  • театрализованное представление
  • семейные викторины
Сотрудничество с медицинским персоналом школы;     консультации для родителей учащихся и учителя;
организация просветительской работы с учащимися;
воспитание позитивного отношения учащихся к урокам                     физической культуры и занятиям спортом.
сотрудничество с учителями предметниками;

Культурно-просветительское

Изучение интересов учащихся, их способностей и желания участвовать в общественной жизни класса.
Изучение запросов родителей в развитии талантов и интересов учащихся.
Учёт индивидуальных возможностей учащихся и возрастных особенностей в подготовке воспитательных мероприятий.
Поддержка инициативы и творческих начинаний учащихся, их стремления к общению и совместному досугу.
Демонстрация достигнутых успехов учащихся в школе и социуме, родным и близким людям.
Соблюдение нравственных тенденций и правовых норм в организации                  досуговой деятельности учащихся.
Соблюдение эстетических и этических норм при проведении внеклассных мероприятий

  • беседа
  • классный час
  • интерактивные игры
  • психологические игры
  • викторины
  • праздники
  • фотовыставки
  • конкурсы  рисунков
  • экскурсии
  • конкурсы для всей семьи
  • КВН
  • театрализованное представление
  • семейные викторины

Изучение результативности просвет. деятельности детей;
организация и проведение внеклассных и общешкольных мероприятий;
сотрудничество с библиотекарями школы;
сотрудничество с дет. клубами

Учебно-познавательное

Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы.
 Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда.
 Организация и проведение внеклассных мероприятий,  позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
 Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных  умений.
        Просмотр фильмов
         Беседы
         Экскурсии
        Лекции
  • классный час
  • викторины
  • праздники
  • фотовыставки
  • КВН
  • театрализованное представление

Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных  умений.
Изучение результативности учебной деятельности детей;
организация и проведение внеклассных и общешкольных мероприятий;
сотрудничество с библиотекарями школы;
сотрудничество с учителями предметниками;

Работа с родителями и общественностью

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс; повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей; взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского сообществ.
·         родительские собрания
·         родительские комитеты
·         совместные КТД детей и родителей
  • лекции для родителей, тренинги
  • праздники
  • фотовыставки

Дни открытых дверей.
Тематические и индивидуальные консультации.
Организация встреч с учителями-предметниками и специалистами школы.
Проведение тематических родительских собраний.
Организация совместной деятельности родителей и детей.
Анкетирование, методика незаконченных предложений, тестирования, проведение совместных мероприятий, творческий отчет.

  1. Критерии оценивания результативности программы

Критерии эффективности развития у школьников стереотипов толерантности:
- сплочённость классного коллектива
- развитость способностей учащихся;
- сформированность культуры в целом;
- проявление индивидуальных особенностей ученика;
- совершенствование собственного здоровья;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- социализация человека в обществе;
- повышение уровня воспитанности.

Результат реализации программы:
1.      Модель толерантного ученика:
·         Ребёнок, хорошо знающий себя, обладающий навыками самоорганизации, самоконтроля;
·         Ребёнок, хорошо понимающий других, обладающий определённым уровнем  нравственной культуры: добрый, отзывчивый, терпимый, уважающий и понимающий людей, готовый прийти на помощь;
·         Ребёнок, владеющий речевым этикетом и коммуникативными навыками;
·         Ребёнок, успешно взаимодействующий в коллективе;
·         Ребёнок,  противостоящий нетолерантным отношениям;
2.      Модель толерантного класса:
·         Коллектив, в котором отношения между учащимися строятся на доброжелательности, уважении, понимании, доверии, согласии, поддержке, сопереживании, взаимопомощи;
·         Коллектив, в котором успешно взаимодействуют все участники образовательного процесса:
учащиеся  друг с другом,
учащиеся и учителя,
дети и их родители.
·         Коллектив, в котором сформировано ученическое самоуправление и вовлечены в работу все ученики класса
4.      Приложение
Оценивание результативности  программы происходит благодаря мониторингам, анкетированию, диагностированию классного коллектива в целом  и личности  каждого его члена.
Диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Отбирая диагностические методики, нужно учитывать следующие:
·         особенности возраста учащихся класса;
·         степень сформированности детского коллектива;
·         особенности взаимоотношений классного руководителя и учащихся;
·         степень доверия друг другу детей и взрослых.
Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:
      Правило первое. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
      Правило второе. Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
      Правило третье. Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющим отношения к делам класса.
      Правило четвертое. Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо учащихся класса.
      Правило пятое. По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование воспитательной работы в классе.
      Правило шестое. Необходимость педагогической диагностики должна учащимся разъясняться.
 Для изучения детского коллектива классный руководитель может использовать следующие диагностические методики:
1. Наблюдение дает возможность изучить участие каждого учащегося в деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение используют тогда, когда существует конфликтная ситуация или необходимо сформировать мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.
2. Опросник дает возможность изучить мотивацию действий, изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретной группы учащихся или класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник позволяет выявить отношение учащихся к конкретным проблемам и явлениям.
3. Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой, деятельности, будущей профессиональной деятельности и своей социальной роли.
4. Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости.
5. Сочинения помогают изучить степень развитости кругозора учащихся, уровня интеллектуального развития учащихся, личностных качеств, отношение к миру.
6. Графические и рисуночные темы. Данные методики позволяют изучить отношение к коллективу, к педагогам и родителям.

ДИАГНОСТИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

1-й класс
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА №1. «Урок физкультуры».
Учащимся раздаются листы бумаги. На листе бумаги учащиеся должны построить свой класс на уроке физической культуры. Задача состоит в том, что ребята не должны быть выстроены по росту, а по степени значимости каждого ученика в коллективе. Это может выглядеть так:
Учащиеся должны написать в квадратиках имена учащихся класса. Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, его включенности в жизнь детского коллектива.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА № 2. «Солнце, тучка, дождик»
Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трех вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.
            В классе мне – *
            С друзьями мне –  Õ           Дома мне –Û

2-й класс.
            ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА № 1. «Пьедестал»
            Учащимся класса раздают листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из пяти ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь пять человек из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению является значимой фигурой         в жизни класса.
            Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.
            ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА № 2. «Дом, в котором я живу»
            Учащимся класса предлагается построить на листике бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика помогает изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к своим товарищам.

3-й класс.
            ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА № 1. «Круги на воде»
            Ребятам предлагается лист бумаги, на котором нарисовано 5 кругов, один в другом. В каждый круг нужно вписать имена одноклассников по степени значимости для себя. В каждый круг вписывается не более трех имен одноклассников.
            ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА №2. «Мультфильм о нашем классе»
            Учащимся класса предлагается создать мультфильм о своем классе. Для того, чтобы мультфильм получился, ребятам предлагается подготовить один кадр к мультфильму. Ребятам раздаются фломастеры, лист бумаги (по одному листочку). Ребята работают самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя. Кадры склеиваются, и ребятам предоставляется возможность озвучить каждый кадр. Эта методика интересна тем, что она позволяет получить очень много информации о классе.
1.      Какие сцены и факты из жизни класса чаще всего повторяются.
2.      Какие имена чаще всего называются в кадрах мультфильма.
3.      Какая эмоциональная окраска фильма (злой, добрый, смешной и т.д.)
4.      Какие проблемы поднимает мультфильм.
4 класс
Диагностическая методика № 1. «Самые памятные события из жизни моего класса»
Учащимся класса предлагается написать сочинение, в котором необходимо рассказать о самых памятных событиях из жизни класса. Анализируя сочинения, необходимо обратить внимание, какие события называют учащиеся памятными, какой характер носят события, положительный или отрицательный. Значимым местом в анализе сочинений является и то, какое место в описанных событиях каждый ученик отводит себе и своим одноклассникам.


Диагностическая проективная методика № 2.
Учащимся предлагается определить своё отношение к одноклассникам, продолжив следующие предложения:
1.  Ребята, с которыми я дружу в нашем классе, это____________________

2.  Ребята, с которыми я не дружу в классе, это________________________

3.  Ребята, с которыми я провожу время и после уроков, это_____________

4.  Ребята, с которыми я, не общаюсь после уроков, это_________________

5.  Ребята, с которыми мне бы хотелось дружить в классе, это ___________

6.  Ребята, без которых мне было бы трудно, это_______________________

Диагностическая методика № 3. «Необитаемый остров»
Учащимся класса предлагается представить себе такую ситуацию: «Представьте себе, что ваш класс, совершая морскую прогулку, терпит крушение и попадает на необитаемый остров. Вам предлагается описать эту фантастическую историю и рассказать, как будет вести себя весь класс и каждый из вас на необитаемом острове».
Опыт проведения такой работы показывает, что ребята очень чётко разделяют функции каждого на острове, но при этом выделяют лидеров класса, определяют людей, которые не участвуют в жизни коллектива по собственной инициативе или тех, кого класс отторгает от участия в общей жизни.
Диагностическая методика № 4. «Портретная галерея нашего класса».
Классный руководитель обращается к учащимся со следующими словами: «В этом году вы заканчиваете 4 класс, а я ваш учитель, буду учить и воспитывать других детей, совсем непохожих на вас. Но мне очень хочется, чтобы вы оставили на память мне альбом с вашими портретами, словесными или рисуночными. Сейчас вы попробуете составить словесный портрет нашего класса, рассказывая о себе в виде небольшого сочинения». Таким образом, учащиеся пишут свою характеристику и рисуют свой автопортрет.
Такая диагностика очень полезна при подготовке классного руководителя к итоговому психолого-педагогическому консилиуму, который традиционно проводится в школах в 4 классе. Педагог должен обратить внимание на самооценку учащихся в составленной самохарактеристике, на определении своей роли в классе

Развитие умения устанавливать и поддерживать дружеские отношения
1.      «Страна Х» (коллективный рисунок)
Цель: Развитие навыков участия в совместной деятельности.
Материалы: Большой лист бумаги, фломастеры, восковые пастели, и т.д. Детям предлагается вместе придумать свою страну, дать ей название и нарисовать. Каждый ребенок рисует на общей картине то, что хочет. Взрослый также может участвовать в коллективном рисовании.
2.      «Нарисуй узор» (картинки-варежки)
Цель: Тренировка умения осуществлять совместную деятельность.
Материалы: Несколько пар вырезанных из бумаги варежек с различными узорами. Количество «половинок» должно быть равно количеству детей в группе.
А) Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги варежка. Каждая из них имеет свою форму и узор. Одинаковых «половинок» - две; они образуют пару. Дети ходят по комнате и ищут свою пару. После этого каждая пара должна, не разговаривая, закончить узор, изображенный на варежках, причем ей дается только один набор карандашей и фломастеров.
Б) Каждой паре детей даются чистые варежки. Они должны договориться, как их украсят. Условие присутствия одного набора карандашей сохраняется.
    После этой игры можно устроить конкурс варежек.
3.      Рисунок «Мои друзья»
Цель: Диагностика отношений детей в классе.
      Детям предлагается нарисовать своих друзей, как им хочется: или как людей, или в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т.п. После рисования можно обсудить рисунки детей, спросить, кто здесь нарисован, почему нарисованы именно эти дети?
И др.

Мнение о классе
Важным показателем психологического климата в классе является проявление дружбы, взаимопомощи и взаимной ответственности.
В каждой из трех предлагаемых ниже анкет обведите кружком номер того утверждения, которое в наибольшей степени соответствует Вашему мнению о классе.
Анкета 1.
Мнение о дружбе и приемлемости в классе
1.   Наш класс очень дружный и сплоченный.

2.   Наш класс дружный.

3.   В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

4.   В нашем классе изредка бывают ссоры, но конфликтным его назвать нельзя.

5.   Наш класс недружный, возникают ссоры.

6.   Наш класс очень недружный, трудно учиться в таком.
Анкета 2
Мнение о взаимопомощи в классе
1.   В нашем классе принято помогать друг другу без напоминания,

2.   В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

3.   В нашем классе помогают только тогда, когда  просят об этом.

4.   В нашем классе помощь оказывают только тогда, когда заставляет преподаватель.

5.   В нашем классе не принято помогать друг другу.

6.   В нашем классе отказываются помогать друг другу.
Анкета 3.
Мнение о взаимной ответственности в классе
1.  У нас в классе принято нести ответственность друг за друга. Все мы боремся за искоренение недостатков.

2.   В нашем классе неудачи и плохие поступки беспокоят хотя и не всех, но большинство ребят.

3.   Виновные в нарушении дисциплины и лодыри осуждаются только активом класса.

4.  Мы стараемся  не обращать внимания на нарушителей дисциплины и лодырей. За свои поступки они отвечают только перед учителем.

5. В нашем классе не принято «выносить сор из избы». Мы стараемся, чтобы о проступках меньше знали учителя.
6.  В нашем классе нет взаимной ответственности.

Обработка анкет заключается, во-первых, в нахождении средне-группового мнения по каждой анкете. Для этого нужно суммировать  выбранные учащимися номера утверждений (баллы) по каждой анкете в отдельности и поделить на соответствующее количество таких номеров.

Во-вторых, в сопоставлении индивидуальных мнений по среднегрупповым особое внимание следует обратить на случаи значительных отклонений индивидуальных мнений от среднегруппового. Таких учащихся необходимо взять под особый контроль и попытаться в ходе индивидуальной беседы (но беседа не должна состоять из «лобовых» вопросов) установить причины расхождения их мнений о взаимоотношениях в классе с мнением класса в целом.






Комментариев нет:

Отправить комментарий